четверг, 7 апреля 2011 г.

Hawker Hunter - один из самых удачных британских истребителей послевоенной поры


            Знакомясь с историей авиации Великобритании, несправедливо было бы не уделить внимание одному из самых успешных британских реактивных дозвуковых истребителей послевоенной поры Hawker Hunter. Этот, ставший популярным самолет, долгое время стоял на вооружении в Королевских ВВС Великобритании и еще в девятнадцати государствах, производился в ряде стран по лицензии и принимал участие во множестве военных конфликтов. Основными качествами этой замечательной боевой машины были высокая маневренность и мощное пушечное вооружение в сочетании с дешевизной и простотой обслуживания.

Hawker Hunter

          Первый серийный Hawker Hunter поднялся в воздух в 1953 году. Из основных технических новшеств, примененных в конструкции самолета, следует отметить новую, для того времени, структуру фюзеляжа с установкой турбореактивного двигателя за кабиной пилота и применение крыла с углом стреловидности 35 градусов. Воздухозаборники треугольной формы располагались в корнях крыльев для обеспечения минимального расстояния до двигателя, как того требовали инженеры фирмы Rolls-Royce, поставлявшей силовую установку для истребителя.


Hawker Hunter

            В носовой части под обтекателем располагался радиодальномер, антенна и остальное электронное оборудование. Чуть дальше, снизу, находился блок основного вооружения истребителя, состоящий из четырех 30 мм пушек ADEN с боекомплектом по 150 снарядов на ствол. Благодаря наличию такого оружия, истребитель Hawker Hunter обладал огромной, по тем временам, огневой мощью. Для удобства и быстроты перезарядки, блок вооружения целиком снимался с самолета и заменялся другим блоком, прошедшим предварительную подготовку. Для сбора отстрелянных гильз на фюзеляже, под блоком вооружения, устанавливались специальные контейнеры каплевидной формы.   

Hawker Hunter

            Одной из главных проблем, с которой столкнулись разработчики Hawker Hunter после начала эксплуатации, была недостаточная емкость топливных баков, сильно ограничивавшая радиус действия самолета. Поэтому, практически сразу после начала серийного производства, начались эксперименты с подвесными топливными баками. Вскоре, с конца 1954 года, под крыльями машин стали устанавливать пилоны для подвески дополнительных баков или вооружения. Конструкторам также удалось увеличить емкость внутренних топливных баков путем использования дополнительных полостей в крыльях.

Hawker Hunter

            Истребители Hawker Hunter отметились участием во многих вооруженных конфликтах своего времени. Самолеты использовались в ходе Суэцкого Кризиса 1956-1957 годов, подавления восстания в Брунее в 1962 году, Шестидневной войны 1967 года, Индо-Пакистанских воин 1965 и 1971 годов и множества других менее значимых локальных конфликтов. Широкое применение Hawker Hunter в Азии, Африке и на Ближнем Востоке было обусловлено тем, что они прекрасно проявили себя при эксплуатации в условиях жаркого климата.

Hawker Hunter

            В конце 60-х использование Hawker Hunter в его основном качестве перехватчика стало проблематичным из-за отсутствия радиолокатора, ограниченного запаса топлива и появления более продвинутых самолетов. Многие страны, в которых Hawker Hunter стояли на вооружении, стали использовать их в качестве штурмовиков и истребителей-бомбардировщиков. Однако такое использование было оправдано лишь в случае атак слабозащищенных целей. В случае активного противодействия со стороны ПВО противника, самолеты были уязвимы из-за полного отсутствия брони.

Hawker Hunter

            Маневренные и хорошо управляемые истребители Hawker Hunter использовались специализированными пилотажными группами ВВС Швеции и Швейцарии, которые демонстрировали свое мастерство в разных странах мира. Шведская пилотажная группа «Acro Hunters» использовала этот тип самолетов до 1962 года, а швейцарские асы из «Patrouille Suisse» летали на них до 1994 года! Сейчас многие самолеты Hawker Hunter находятся в руках частных коллекционеров и до сих пор принимают участие в различных авиационных представлениях.

Hawker Hunter

            Истребитель Hawker Hunter F.51, изображенный на фотографиях, выпущен в 1956 году по заказу Королевских ВВС Дании и имеет соответствующую камуфляжную окраску и знаки государственной принадлежности. В июне 1956 года он начал полеты в составе 724-й эскадрильи датских ВВС и принимал участие во многих маневрах блока НАТО. В 1973 году, налетав 2620 часов, самолет был списан, а в 1976 году – обратно выкуплен фирмой Hawker. Сейчас он является экспонатом Brooklands Museum – технического музея, расположенного рядом с Лондоном в графстве Surrey.

           

            

1 комментарий:

  1. Насчет дешевизны и простоты обслуживания вы пошутили, видимо. Хантер как раз сняли с вооружения в первую очередь потому, что летный час на нем был непомерно дорог. Летчики-то его очень любили, но для механиков это был ад.

    ОтветитьУдалить