Во времена, когда еще не было ядерного оружия и не существовало угрозы терроризма, подавляющее большинство развитых стран находилось на примерно одинаковом технологическом уровне. В этих условиях основным фактором, определяющим военное превосходство над другими государствами, становилась степень сплоченности народа, его готовность следовать национальной идее. Для того, чтобы одна и та же страна в течение двадцати лет становилась инициатором разрушительных мировых воин, внутри нее, а так же в ее правительстве, должен был быть такой уровень самонадеянности, который граничил бы с безумием. Однако, несмотря на болезненное поражение в Первой мировой войне, нацистская Германия решилась на вторую попытку. «Журавль в небе» обращается к истории первого в мире реактивного истребителя, принимавшего участие в боевых действиях, которая служит иллюстрацией того, что сочетание безумных политических идей и новейших технологических разработок может привести к катастрофическим последствиям. Появись эти самолеты в больших количествах в 1939 году и исход «Битвы за Британию» мог быть совершенно другим, американцам пришлось бы совершать редкие бомбардировки Германии, пересекая Атлантику, а немецкая армия смогла бы сосредоточить все свои силы на Восточном фронте и не оглядываться назад.
Работы над созданием турбореактивного истребителя Messerschmitt Me.262 начались осенью 1938 года задолго до того, как были разработаны и доведены сами реактивные двигатели для установки на этот самолет. По этой причине первый прототип, поднявшийся в воздух 18 апреля 1941 года, был оснащен 12-ти цилиндровым поршневым двигателем с водяным охлаждением Jumo 210G, установленным в носовой части фюзеляжа, а не двумя турбореактивными BMW 003, предполагавшимися изначально.
В марте 1942 года впервые были опробованы в полете турбореактивные двигатели BMW 003, создававшиеся специально для самолета Messerschmitt Me.262. Однако при первых же испытаниях оба двигателя вышли из строя, и только наличие поршневого двигателя, сохранившегося на прототипе, и мастерство пилота помогли избежать катастрофы. Расследование причин аварии выявило несовершенство конструкции двигателей и их отправили на длительную доработку. Вскоре конструкторам фирмы Junkers удалось создать турбореактивный двигатель приемлемого качества, получивший обозначение Jumo 004. Этот двигатель было решено использовать на Me.262, и конструкция самолета была изменена с учетом размеров и веса новых силовых установок. Прототип, оснащенный двигателями Jumo 004, поднялся в небо 18 июля 1942 года.
Несмотря на то, что немецкая армия уже испытывала значительные трудности на фронтах, работы по созданию реактивного самолета Messerschmitt Me.262 не форсировались и планомерно продолжались в течение последующего года. В ноябре 1943 года состоялась демонстрация предсерийного истребителя перед Гитлером и Герингом. Эта машина была оснащена усовершенствованными турбореактивными двигателями Jumo 004A, стартовыми ракетными ускорителями и трехстоечным шасси с носовой стойкой. Демонстрационные полеты прошли успешно, и программе выпуска реактивных самолетов Messerschmitt был дан зеленый свет. Однако проблема заключалась в том, что Гитлер настаивал на скорейшем оснащении самолета бомбами и его использовании в качестве истребителя-бомбардировщика, а не высокоскоростного перехватчика, как это предполагалось изначально.
Предсерийные самолеты первых партий начали поступать в люфтваффе весной 1944 года. Из них были сформированы испытательные команды, которые отрабатывали тактику применения новых истребителей и готовили летчиков для них. Но производство серийных машин задерживалось из-за нехватки двигателей и проблем с доводкой новой версии двигателя Jumo 004B. Кроме того, Гитлер был взбешен, узнав, что ни один самолет до сих пор не был оснащен бомбами, и потребовал бросить все силы на создание модификации истребителя-бомбардировщика. В результате, первые серийные машины появились только в июне 1944 года, а до конца года было произведено только 513 самолетов из 1360 запланированных.
До окончания Второй мировой войны люфтваффе получило в общей сложности более 1400 самолетов Messerschmitt Me.262 в различных модификациях, но в боевых действиях участвовало намного меньшее количество машин. Это было обусловлено нехваткой запасных частей, топлива, квалифицированного обслуживающего персонала и обученных пилотов. Летчики реактивных истребителей Messerschmitt Me.262 одержали около 150 воздушных побед, потеряв при этом около 100 самолетов. Бомбардировочные версии Me.262, созданные по требованию Гитлера, какими-либо значительными достижениями в ходе боевых действий не отметились.
Обладая выдающимися скоростными качествами, самолеты Messerschmitt Me.262 имели ряд существенных недостатков, обусловленных, прежде всего, несовершенством двигателей. Двигатели имели малый моторесурс (всего 25 летных часов) и часто выходили из строя, а ремонт их был сложен и требовал высокой квалификации технических специалистов. Из-за ограниченных характеристик реактивных двигателей, машина долго разгонялась при взлете, что делало ее уязвимой для истребителей противника. Истребители союзников патрулировали небо над аэродромами базирования Me.262 и перехватывали их при взлете или посадке, когда самолет становился совершенно беззащитным.
После окончания боевых действий весной 1945 года большое количество реактивных самолетов Messerschmitt Me.262 было захвачено союзниками. Несмотря на то, что боевая машина была далека от совершенства и не оказала решающего влияния на исход войны, уровень технологических новшеств, примененных в ее конструкции, был очень высок. Разработки конструкторов фирмы Messerschmitt и данные, полученные в ходе изучения и испытаний трофейных Me.262, оказали большое влияние на последующее развитие мировой реактивной авиации.
Истребитель-бомбардировщик Messerschmitt Me.262 A-2a, изображенный на фотографиях, находится в музее Королевских ВВС в Лондоне. Эта машина имела неофициальное название «Sturmvogel» (Буревестник) и, помимо четырех 30 мм пушек MK-108, установленных в носовой части фюзеляжа, оснащалась бомбодержателями для подвески двух 250 кг бомб или одной 500 кг бомбы.
По всеобщему признанию реактивный истребитель Messerschmitt Me.262 был самым передовым самолетом Второй мировой войны. К счастью, проблемы с двигателями, вмешательство Гитлера, мечтавшего сделать из него бомбардировщик, и нерешительность немецких чиновников не позволили вовремя наладить его массовый выпуск и повлиять на ход сражений в небе Европы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий