воскресенье, 27 ноября 2011 г.

Saab J35 Draken. Сага о скандинавском драконе.

Saab J35 Draken (в переводе со шведского – «Дракон»), благодаря своей замечательной конструкции, стал одним из лучших боевых самолетов времен Холодной войны. В шведском языке слово «Draken» имеет еще одно значение – «Воздушный змей» и,  вероятно, самолет получил наименование из-за своего геометрического сходства с популярной детской забавой. Saab J35 Draken доказал способность конструкторов и промышленников из нейтральной Швеции обеспечить безопасность своей страны, и создать многоцелевой истребитель-перехватчик не только не хуже самолетов передовых авиастроительных держав того времени, но и превосходящий конкурентов по ряду параметров.

Saab J35 Draken

    Конструкторы фирмы Saab начали работы по проектированию нового сверхзвукового всепогодного одноместного истребителя для ВВС Швеции в 1949 году. Главный конструктор Eric Bratt предложил придать крыльям самолета форму «двойной дельты» то есть использовать переменную стреловидность крыла, которая у закрылков была меньше, чем у корневой части крыльев. Это позволило обеспечить хорошую аэродинамику и управление самолетом на низких и высоких скоростях, на которых эффективно работали различные части крыла.

Saab J35 Draken

В тоже время, такая конструкция самолета, с большими по площади крыльями, позволила разместить в нем все необходимое оборудование, большой арсенал вооружений и достаточный запас топлива, который, при необходимости, увеличивался за счет применения дополнительных подвесных баков.

Saab J35 Draken

Трехколесное шасси велосипедного типа дополнялось еще одной хвостовой стойкой с двумя колесами. Такая конструкция позволяла производить посадку с большими углами атаки, используя аэродинамические тормозящие свойства крыльев и уменьшая посадочную скорость. Saab J35 Draken был способен взлетать и садиться, используя относительно короткие полосы. Это позволяло размещать его на небольших аэродромах или использовать прямые участки автомобильных дорог в качестве взлетно-посадочных полос.

Saab J35 Draken

Прототипы, поднявшиеся в воздух в 1955 году, и первые серийные самолеты Saab J35 Draken, производство которых началось в марте 1960 года, оснащались британскими реактивными двигателями Rolls-Royce Avon. Однако, вскоре все производимые истребители стали оснащаться двигателем Volvo Flygmotor RM6B, который являлся лицензионной версией британской силовой установки.

Saab J35 Draken

Saab J35 Draken экспортировались в Данию, Австрию и Финляндию. В этих странах они использовались в качестве истребителей, учебно-тренировочных самолетов и самолетов-разведчиков. В течение короткого времени в Финляндии производилась сборка этих самолетов: двенадцать истребителей были собраны на заводе Valmet OY. Самолетами также интересовались Швейцария, Венесуэла и Сингапур, но покупок совершено не было.

Saab J35 Draken

Несмотря на то, что производство было прекращено в 1974 году, истребители Saab J35 Draken несколько десятилетий стояли на вооружении ВВС Швеции и были заменены самолетами следующего поколения Saab 37 Viggen. В Австрии «Драконы» несли службу до 2005 года! Сегодня несколько машин используется НАСА и другими американскими правительственными агентствами в качестве испытательных летательных аппаратов. Как минимум один Saab J35 находится в частной коллекции в США и не раз использовался в телевизионной рекламе пива Miller.

Saab J35 Draken

Самолет Saab J35S Draken, представленный на фотографиях, был произведен в Финляндии на заводе Valmet OY  в 1974 году и нес службу в ВВС Финляндии на далеком севере. В настоящее время он является одним из основных экспонатов авиационного музея в городе Лаппеенранта (Финляндия).

Комментариев нет:

Отправить комментарий