Некоторые самолеты становятся легендарными из-за особого духа товарищества и сплоченности их экипажей и наземных технических служб. «Журавль в небе» рассказывает об одном из таких самолетов – британском многоцелевом противолодочном и патрульном самолете Avro Shackleton.
Самолет Avro Shackleton разрабатывался в конце 1940-х годов. За основу проекта был взят прекрасно зарекомендовавший себя во время Второй мировой войны тяжелый стратегический бомбардировщик Avro Lincoln. Новая четырехмоторная машина оснащалась двигателями Rolls-Royce Griffon с трехлопастными соосными винтами. Воздушные винты имели диаметр 4 метра и вращались в противоположные стороны, издавая характерный звук и добавляя возможность оглушения к потенциальным опасностям для экипажа.
Самолет, изображенный на фотографиях, является одним из двух Avro Shackleton, представленных в авиационном музее, расположенном рядом с лондонским аэропортом Gatwick (Gatwick Aviation Museum). Это последняя серийная модификация, имеющая обозначение Avro Shackleton MR.3, и отличающаяся от предшественников улучшенными условиями для экипажа, отсутствием надфюзеляжной турели с пушками, наличием дополнительных топливных баков на концах крыльев и трехстоечным шасси с носовой стойкой.
Вооружение самолета Avro Shackleton MR.3 состояло из двух 20 мм пушек Hispano Mark V, установленных в носовой части фюзеляжа и разнообразного торпедно-бомбового вооружения, размещавшегося в огромном бомбовом отсеке.
За бомбовым отсеком под фюзеляжем размещался выдвижной контейнер с основной радиолокационной станцией самолета, обеспечивавшей круговой обзор.
Экипаж самолета состоял из десяти человек и включал в себя, помимо пилотов и бортинженера, нескольких специалистов по радиолокационному обнаружению. Два пилота имели практически идентичный набор органов управления, но во время длительных полетов были обязаны каждые два часа меняться местами, чтобы не утратить бдительность и концентрацию.
Место пилота слева имело несколько больший набор указателей и штурвал с возможностью управления наземной рулежкой.
В носовой части фюзеляжа располагался стрелок, который также выполнял обязанности визуального обозревателя. Еще один пост обозревателя находился в хвостовой части самолета.
Рядом с кабиной пилотов находилось рабочее место бортового инженера.
Специалисты по радиолокации и навигации размещались в специальном отсеке сразу за кабиной пилотов.
Стандартные вылеты самолетов Avro Shackleton на патрулирование длились не менее пятнадцати часов. Для отдыха членов экипажа было выделено специальное помещение, в котором, даже, была своя кухня. Однако, по словам очевидцев, спальные места обычно были заняты не отдыхающими специалистами, а продуктами, которые запасливые члены экипажа брали в полет.
Самолеты Avro Shackleton различных модификаций стояли на службе Королевских ВВС Великобритании с 1951 года по 1991 год. Восемь самолетов MR.3 были заказаны ВВС ЮАР, где стояли на вооружении до 1984 года. Единственный самолет, который летает и по сегодняшний день, находится в музее ВВС ЮАР и иногда совершает демонстрационные полеты.
Комментариев нет:
Отправить комментарий