Первый реактивный самолет компании Hawker, последователь легендарных боевых машин Второй мировой войны Hurricane, Tempest и Fury, этот истребитель мог так и остаться на чертежах конструкторов, если бы в последний момент к нему не возник интерес со стороны Королевского военно-морского флота Великобритании. Пилоты, летавшие на нем, называли его «маленьким дружелюбным самолетом» с чем однозначно были не согласны египетские и пакистанские военные, испытавшие на себе силу его оружия. «Журавль в небе» рассказывает о палубном истребителе Sea Hawk, положившем начало успеху компании Hawker на международном рынке военной авиации.
Уже во время испытаний прототипов поршневого палубного истребителя Sea Fury в 1944 году конструкторы компании Hawker задумались над тем как можно применить новейшие разработки в области реактивного двигателестроения на вновь созданном планере. Незадолго до этого, компания Rolls-Royce создала новый турбореактивный двигатель В.41, позднее получивший название «Nene», развивавший тягу, достаточную для того, чтобы поднять в воздух довольно большой планер Fury. В ноябре 1944 года Hawker представил британскому правительству предварительный проект реактивного истребителя на базе Fury, получивший условное обозначение Р.1035.
Группа конструкторов, которой руководил Сидней Камм (Sydney Camm), убрала радиальный поршневой двигатель из носовой части Fury, перенесла вперед кабину пилота и поместила турбореактивный двигатель Rolls-Royce Nene в средней части фюзеляжа. Воздухозаборники находились по бокам фюзеляжа, а сопло турбореактивного двигателя выходило прямо из хвостовой части самолета. Однако, после дополнительных исследований, было решено несколько видоизменить конструкцию: двигатель получил новое раздвоенное сопло с выходом газов в задней части каждого корня крыла, в передней части корней крыльев разместили треугольные воздухозаборники. Предложенные изменения позволили разместить запас топлива в передней и задней частях фюзеляжа и стабилизировать центр тяжести самолета, обеспечив равномерный расход топлива из всех емкостей. Окончательный проект был представлен в декабре 1944 года и получил обозначение Р.1040.
В целях удешевления производства новый самолет получил крыло с прямолинейными кромками. Хвостовое оперение было приподнято для исключения воздействия на него раскаленных газов из сопел двигателя. Еще одной особенностью машины было использование трехстоечного шасси с носовой стойкой – первый опыт применения такой конструкции шасси компанией Hawker. Самолет, который изначально предназначался для Королевских ВВС Великобритании, планировалось оснастить четырьмя 20 мм пушками Hispano Mark V. Однако военные не проявляли особенного интереса к новому истребителю: война подходила к концу, а у Королевских ВВС и ВМФ в работе уже были проекты перспективных реактивных самолетов. Несмотря на это, в октябре 1945 года, компания Hawker начала сборку первого опытного образца.
К тому времени Королевские ВВС Великобритании полностью утратили интерес к новой разработки компании Hawker. Руководство ВВС посчитало, что в ближайшем будущем в небе вряд ли появится самолет, сравнимый с Gloster Meteor и сделало ставку исключительно на него. Компания Hawker, столкнувшаяся с резким падением спроса на ее самолеты с поршневыми двигателями, оперативно внесла изменения в проект Р.1040 и, в январе 1946 года, предложила его Королевскому ВМФ Великобритании в модификации палубного истребителя.
Флотское руководство заинтересовалось новой машиной и заказало три опытных образца для проведения испытаний. Первый опытный образец, который к тому времени уже находился в производстве, поднялся в воздух 2 сентября 1947 года. Ровно год спустя, 3 сентября 1948 года, первый полет совершил второй прототип, который имел складывающиеся крылья, тормозной гак и был оснащен полным комплектом вооружения. Испытания второго прототипа на авианосце выявили необходимость увеличения размаха крыльев и удлинения тормозного гака.
17 октября 1949 года в небо поднялся третий прототип, который являлся полностью функциональным палубным истребителем, оснащенным двигателем Rolls-Royce Nene 101, длинным тормозным гаком, стартовыми реактивными ускорителями и пилонами для подвески дополнительных топливных баков. После серии успешных испытаний, 22 ноября 1949 года, Королевский ВМФ Великобритании разместил первый заказ на 151 истребитель, получивший официальное название Hawker Sea Hawk.
Первые серийные истребители получили обозначение F.1 и поступили на вооружение в 1953 году. Только 30 из них было произведено на заводе Hawker. В дальнейшем, производство было передано дочерней компании Armstrong Whitworth Aircraft, т.к. головное предприятие было сосредоточено на разработке и производстве перспективного самолета Hawker Hunter. Следующей модификацией Hawker Sea Hawk стал истребитель F.2, оснащенный усиленными элеронами. Дальнейшие модификации были направлены на усиление конструкции крыльев и увеличение бомбовой нагрузки на внешних точках подвески. В результате появились истребители-бомбардировщики версий FB.3 и FGA.4.
В 1954 году сразу в нескольких странах появились боевые самолеты, способные преодолевать звуковой барьер в горизонтальном полете. На этом фоне перспективы истребителя Hawker Sea Hawk, оснащенного турбореактивным двигателем центробежного типа с ограниченными возможностями, выглядели весьма призрачными. Однако, с появлением нового двигателя Rolls-Royce Nene 103, развивавшим тягу 2460 кг, появилась возможность несколько улучшить характеристики самолета. Около 50 самолетов модификации FB.3 и несколько машин версии FGA.4 были переоборудованы и оснащены новыми двигателями Nene 103, получив обозначение Hawker Sea Hawk FB.5. Также было построено 87 новых самолетов, оснащенных двигателями Nene 103 и получивших обозначение FGA.6. Увеличение тяги двигателя было незначительным для улучшения скоростных характеристик самолета, но позволило повысить уровень безопасности при осуществлении полетов с авианосцев.
Вскоре палубным истребителям Hawker Sea Hawk Королевских ВВС Великобритании пришлось принять активное участие в боевых действиях в ходе Суэцкого кризиса 1956-1957 годов. Истребители, базировавшиеся на британских авианосцах, наносили удары по египетским аэродромам, железным дорогам и системам ПВО. Они стали основными самолетами Великобритании, принимавшими участие в этом вооруженном конфликте, поскольку более новым боевым машинам Hawker Hunter, базировавшимся на Кипре, не хватало дальности полета для осуществления операций. В результате действий египетской ПВО было потеряно два самолета Hawker Sea Hawk, еще несколько были повреждены, но в целом, опыт боевого применения истребителей был признан успешным.
В середине 1950-х интерес к палубному истребителю Hawker Sea Hawk проявили Голландия и Западная Германия. Вскоре самолеты поступили на вооружение флотов этих стран, где эксплуатировались до середины 1960-х. В Великобритании истребители были сняты с вооружения в 1960 году и окончательно списаны из резерва в период до 1969 года. Дольше всех, с 1960 до 1983 года, эксплуатировал самолеты Hawker Sea Hawk ВМФ Индии, успешно применявший их в ходе Индо-пакистанской войны 1971 года.
Изображенный на фотографиях истребитель Hawker Sea Hawk FB.6 был построен в 1956 году и нес службу в Королевском ВМФ Великобритании до середины 1960-х. После списания со службы и смены нескольких владельцев, этот самолет занял место в коллекции авиационного музея в Гатвике (Gatwick Aviation Museum), где находится и по сей день. Самолет окрашен в цвета 899-й эскадрильи, которая базировалась на авианосце HMS Eagle и принимала участия в боевых действиях во время Суэцкого кризиса.
Палубный истребитель Hawker Sea Hawk, спроектированный в 1944 году, выпускавшийся до 1961 года и находившийся в строю до 1983 года, стал одним из самых успешных европейских боевых самолетов своего времени. За весь период производства было построено 542 машины. Дальнейшим его развитием стал Hawker Hunter - популярнейший истребитель 1950-х, имевший еще больший успех на мировом рынке вооружений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий