Проведя длительное время в Великобритании, и посетив множество британских авиационных музеев, «Журавль в небе» для себя определил критерии того, что называется «авиационная держава» и сформировал мнение о том, как такая держава должна хранить историю авиации и гордиться ей. Нисколько не принижая роль России и СССР в достижениях мирового авиастроения, приходится признать, что в области развития авиационных музеев и публичного представления авиационной техники мы находимся далеко не на первых позициях. Лишним подтверждением этому стала поездка из многомиллионного Санкт-Петербурга, в котором нет ни одного авиационного музея, в маленький приграничный финский городок Лаппеенранта, в аэропорту которого действует хоть и небольшой, но полноценный музей авиации.
У входа в авиационный музей в Лаппеенранте стоят останки советского вертолета Ми-4, что сразу указывает на былую тесную связь маленькой Финляндии с большим географическим соседом в области закупок авиационной техники. И действительно, три вертолета Ми-4 несли службу в ВВС Финляндии в период с 1962 по 1979 годы.
Швеция всегда была не только западным соседом Финляндии, но еще и надежным партнером во многих областях. Не является исключением и сфера вооружений. Подтверждают это многие экспонаты музея и первый среди них – 40мм шведская зенитная пушка Bofors 40 ITK/38 B, которая выпускалась по лицензии в Финляндии во время и после Второй мировой войны.
Центральное место в помещении музея занимает один из лучших истребителей Первой мировой войны Nieuport 17, воплотивший в себе все передовые достижения европейского самолетостроения начала XX века.
В ангаре музея находится множество экспонатов, кропотливо собранных финскими энтузиастами на территории Финляндии. В основном, это части боевых самолетов, принимавших участие в Зимней кампании 1939 года и во Второй мировой войне, сбитых или потерпевших аварии над финской территорией.
Послевоенную историю авиации иллюстрируют несколько авиационных двигателей, среди которых особое место занимает знаменитый Goblin, устанавливавшийся на легендарные британские реактивные истребители De Havilland Vampire. Здесь же представлено и катапультируемое кресло из снискавшего всемирную славу советского истребителя МиГ-21.
Ну и, конечно же, несколько самолетов, находящихся на открытой площадке. Пусть их совсем не много, но каждый из них был значительной вехой в истории мировой авиации и достойно занимает свое место в музеях. Британский легкий истребитель Folland Gnat Mk.1 поставлялся в Финляндию и состоял на вооружении финских ВВС в период с 1958 по 1972 год.
Знаменитый шведский истребитель Saab 35S Draken нес службу в Лапландии с 1972 по 2000 год. Самолеты поставлялись в Финляндию из Швеции, как в собранном виде, так и в виде комплектов, которые, затем, собирались на заводе Valmet Oy в Финляндии. За все время в финские ВВС было поставлено 48 этих истребителей.
А этот микроавтобус Мерседес, начиненный новейшим для своего времени электронным оборудованием, был необходимым дополнением к шведским «драконам». С его помощью проводилась диагностика и техническое обслуживание истребителей.
И, наконец, экспонат, вызывающий гордость у русского человека – наш прославленный МиГ-21 БИС. Финские ВВС обладали 26 такими истребителями в 1978-1998 гг. и, судя по реакции смотрителя музея, эти боевые машины оставили о себе хорошую память.
Небольшой, но стоящий внимания авиационный музей в Лаппеенранте находится совсем рядом с аэропортом. Он открыт в летние месяцы с 12-00 до 18-00, а в остальное время – по предварительному согласованию с администрацией. Вход в музей стоит 4 евро, что по нынешним меркам совсем не дорого. Заезжайте – не пожалеете!
Комментариев нет:
Отправить комментарий