среда, 15 июня 2011 г.

De Havilland Sea Vixen - мечта пилота и кошмар оператора РЛС

            Следует признаться честно, что «Журавль в небе» имел весьма ограниченное представление о палубном всепогодном истребителе-перехватчике Sea Vixen, пока не увидел его в авиационном музее компании de Havilland недалеко от Лондона. Этот самолет произвел сильное впечатление одним своим видом: даже от тихо стоящей на солнце массивной боевой машины исходило ощущение неукротимой мощи и скорости. В лучах солнца из корпуса истребителя иногда слышались легкие поскрипывания, которые, вместе со специфическим запахом самолета, создавали иллюзию того, что он только что вернулся с задания и готов снова, по первой команде, подняться в небо.

Sea Vixen

            После того как появился палубный реактивный истребитель de Havilland Sea Vampire, и стало понятно, что реактивная авиация способна базироваться на авианосцах, Королевский ВМФ Великобритании составил спецификацию для тяжелого палубного истребителя-перехватчика для защиты морских соединений. В то же время Королевские ВВС Великобритании сформулировали техническое задание для нового перехватчика объектовой ПВО. Требования обоих ведомств были очень схожими, что подтолкнуло конструкторов компании de Havilland к идее объединить их и создать один самолет, удовлетворяющий всем заданным условиям. Пока основной конкурент - компания Gloster - занимался разработкой самолета GA.5 (позже получившим название Javelin), инженеры компании de Havilland приступили к разработке самолета DH.110.

Sea Vixen

Королевские ВВС изначально отдавали предпочтение самолету Gloster GA.5 но, в качестве страховки, заказали пять пробных DH.110, еще четыре DH.110 были заказаны для флота. Однако Королевский ВМФ вскоре отменил свой заказ, посчитав, что более простым и дешевым решением будет использование модернизированных самолетов de Havilland Sea Venom (к тому времени Sea Venom уже стояли на вооружении). А после того, как прямой конкурент  Gloster GA.5 первым поднялся в воздух, интерес к проекту DH.110 потеряли и Королевские ВВС. В сложившихся условиях компания de Havilland была вынуждена вести разработку самолета DH.110 в инициативном порядке на свой страх и риск. Первый прототип нового истребителя поднялся в небо 26 сентября 1951 года. Это был тот самый самолет, который год спустя на авиасалоне в Фарнборо развалился в воздухе из-за повышенной вибрации, возникшей в крыле. Тогда погибли два члена экипажа и 29 зрителей. После этой катастрофы конструкция второго прототипа была доработана и усилена, на что потребовался целый год напряженной работы всего конструкторского бюро.

Sea Vixen

            По различным причинам Королевский ВМФ был вынужден отказаться от закупки модернизированных самолетов de Havilland Sea Venom и снова обратил внимание на многострадальный проект DH.110. После серии удачных испытаний второго прототипа на палубе авианосца, было принято окончательное решение о заказе промышленной партии истребителей с необходимыми доработками и изменениями. Окончательный вариант палубного истребителя получил складывающееся крыло с гидравлическим приводом, немного видоизмененные хвостовые балки, откидывающийся остроконечный обтекатель РЛС и ряд других конструктивных новшеств. Пушечное вооружение было решено убрать и заменить его выдвижными кассетами с неуправляемыми ракетами класса «воздух-воздух». 20 марта 1957 года состоялся первый полет серийного самолета, получившего обозначение в соответствии с существовавшей в то время флотской номенклатурой «de Havilland FAW.20» и наименование «Sea Vixen». Позднее, после смены флотской системы обозначений, Sea Vixen официально стал значиться как FAW.1.

Sea Vixen

            Конструкция с двумя хвостовыми балками четко указывала на родство нового истребителя с хорошо зарекомендовавшими себя самолетами Vampire и Venom что, в свою очередь, предопределило положительное отношение к новому самолету в боевых частях. Кабина пилота была смещена влево, а справа от нее находилась кабина оператора РЛС, которая была полностью утоплена в фюзеляж для того, чтобы свет не мешал считывать информацию с тусклого экрана радара. Истребитель Sea Vixen имел самый мощный радар с гидравлическим управлением сканированием из всех существовавших в то время. Несмотря на то, что в кабине оператора РЛС имелось маленькое окошко, летчики называли ее угольным подвалом и признавались, что это место в самолете является наименее комфортабельным.

Sea Vixen

            Sea Vixen был современным самолетом, способным на равных сражаться практически с любыми боевыми машинами вероятных противников. Но конструкторы фирмы de Havilland не останавливались в своих исследованиях и  постоянно работали над усовершенствованием конструкции. Одним из направлений модернизации было стремление увеличить запас топлива, расположив дополнительные топливные баки на концах крыльев. Такой вариант не нашел практического применения, хотя наработки были использованы в более поздних версиях самолета. Была отвергнута и сверхзвуковая версия перехватчика, которая так и осталась на чертежах в конструкторском бюро.

Sea Vixen

            В 1963 году появилась модернизированная версия истребителя Sea Vixen, получившая обозначение FAW.2. Ее основными отличиями от начальной модификации были удлиненные вперед хвостовые балки, в которых располагалось электронное оборудование и дополнительные топливные баки. Это позволило увеличить дальность полета перехватчика. Также изменения коснулись системы вооружения: новые самолеты были способны использовать новейшие ракеты. Новые катапультируемые кресла были призваны повысить безопасность членов экипажа, особенно оператора РЛС, который, в аварийной ситуации, вынужден был покидать самолет через маленький люк в фюзеляже. Модернизированная версия истребителя производилась уже на заводе компании Hawker Siddeley, которая в 1960 году купила фирму de Havilland. Параллельно шла модернизация ранней версии самолетов.

Sea Vixen

            В течение 1960-х годов Королевский ВМФ Великобритании и его авиационное крыло, основу которого составляли истребители Sea Vixen, неоднократно участвовали в вооруженных конфликтах. В 1961 году перехватчики Sea Vixen с авианосца HMS Centaur патрулировали небо над Кувейтом, предотвращая агрессию со стороны Ирака. В январе 1964 года в южной Африке эти же подразделения прикрывали с воздуха высадку британских войск на Танганьике, а затем участвовали в блокаде Родезии. Последним боевым применением палубных перехватчиков Sea Vixen было участие в операции по выводу британских войск из Йемена в 1967 году.

Sea Vixen

            Полеты на самолете палубной авиации были опасной работой для летчиков, и истребитель Sea Vixen не был исключением. В 1960-1970 гг. в результате различных аварий погиб 51 член экипажа истребителей Sea Vixen. Это были прямые жертвы Холодной войны, хоть и принято считать, что та война была без людских потерь.

Sea Vixen

            Истребитель-перехватчик Sea Vixen был очень мощным и быстрым самолетом, однако его ракетное вооружение, особенно в первые годы, не отличалось особой точностью. В основном оно предназначалось для борьбы с групповыми целями, такими как орды Советских бомбардировщиков, нападающих на британские морские соединения. Оператор РЛС выполнял сложную задачу по считыванию информации со сдвоенного экрана радара и определению курса для перехвата цели. Характеристики радара при сканировании пространства снизу самолета были слабыми, поэтому полет должен был проходить на более низкой высоте, чем предполагаемая цель. При атаке наземных целей основная нагрузка ложилась на пилота, который визуально контролировал полет и был сосредоточен на управлении оружием. Оператор РЛС должен был своевременно сигнализировать о критической высоте и скорости, особенно при пикировании.

Sea Vixen

              В 1972 году было расформировано последнее подразделение истребителей Sea Vixen. Многие считали, что это было сделано преждевременно, хотя системы вооружения самолета к тому времени серьезно устарели. Всего было произведено 145 перехватчиков из которых 13 сохранились в различных авиационных музеях. Самолет Sea Vixen FAW.2, представленный на фотографиях, находится в авиационном музее компании de Havilland (The de Havilland Aircraft Heritage Centre) недалеко от Лондона.

           

             

Комментариев нет:

Отправить комментарий