В начале настоящей статьи «Журавль в небе» возвращается в далекий 1944 год, когда в небе уже летали первые реактивные истребители, а специалисты из министерства авиации Великобритании задумались о необходимости создания реактивного бомбардировщика. В результате, появилась спецификация на скоростной высотный реактивный бомбардировщик, который должен был заменить поршневые самолеты своего класса и стать основным ударным самолетом Королевских ВВС Великобритании до того момента, пока не будут разработаны тяжелые реактивные бомбардировщики. В том же 1944 году команда конструкторов компании English Electric Aircraft приняла новый вызов и приступила к проектированию самолета, который в будущем стал известен всему миру под названием Canberra.
Первоначально предполагалось, что самолет будет оснащен одним реактивным двигателем, расположенным в фюзеляже круглого сечения, и будет иметь прямое крыло. Однако такая конструкция накладывала большие ограничения на размещение запаса топлива и бомбовой нагрузки. Поэтому инженеры начали рассматривать варианты конструкции с размещением двигателей в корнях крыльев. В то же время фирма Rolls-Royce представила новый турбореактивный двигатель Avon 101, развивавший достаточную мощность и имевший сравнительно небольшой диаметр для установки его в крыле самолета. Так определился классический дизайн бомбардировщика Canberra: с сохранившимся круглым в поперечном сечении фюзеляжем и двумя двигателями, которые размещались в мотогондолах в прямых широких крыльях.
Предложенный конструкторами фирмы English Electric проект настолько понравился военным и чиновникам из министерства авиации Великобритании что, не дожидаясь создания первого прототипа, был подписан контракт на поставку 132 машин в версиях бомбардировщика, разведчика и учебно-тренировочного самолета. Первый прототип поднялся в воздух 13 мая 1949 года. Вряд ли в тот момент кто-то предполагал, что Canberra станет самолетом, побившим множество рекордов, и будет стоять на вооружении в разных странах мира на протяжении более пятидесяти лет.
Первый серийный бомбардировщик Canberra B2, взлетевший 21 апреля 1950 года, имел мало отличий от своего прототипа. Основным из них было наличие места для бомбардира в остекленной носовой части самолета. Введение дополнительного третьего члена экипажа (помимо пилота и штурмана) было обусловлено тем, что новейшее радиолокационное оборудование для прицельного бомбометания, планировавшееся для установки на бомбардировщик, не было запущено в производство в намеченный срок. Поэтому дополнительное место бомбардира было оборудовано простым оптическим прицелом.
В декабре 1950 года начались поставки бомбардировщиков Canberra в боевые части Королевских ВВС Великобритании, где полным ходом шло обучение пилотов полетам на новых машинах. Бомбардировщики Canberra зарекомендовали себя как очень надежные и простые в управлении самолеты обладающие, в тоже время, выдающимися летными характеристиками.
Фирма English Electric Aircraft постоянно совершенствовала свой тактический бомбардировщик и адаптировала его для выполнения различных боевых задач. В результате этой работы появились модификации, способные атаковать наземные цели при помощи дополнительного пушечного вооружения, осуществлять высотную фоторазведку, а также нести тактическое ядерное оружие.
Бомбардировщики Canberra вызвали большой интерес у зарубежных покупателей. Первым государством, закупившим эти самолеты, а затем наладившим их выпуск по лицензии, была Австралия. США, после серии испытаний, также приняли решение о лицензионном выпуске самолетов Canberra. Сильно измененная версия бомбардировщика, выпускавшаяся в США, известна под обозначением B-57.
Самолеты Canberra стояли на вооружении многих стран мира (в основном в Южной Америке, Африке и Азии) и принимали участие в ряде военных конфликтов. Так, в 1956 году, во время Суэцкого кризиса, британские самолеты Canberra вели фоторазведку и осуществляли бомбардировки военных объектов на египетской территории. Во время многочисленных Индо-пакистанских конфликтов 1960-1970 гг. индийские ВВС активно использовали эти бомбардировщики против соседнего Пакистана. В начале 1980-х годов аргентинские бомбардировщики Canberra бомбили английские наземные позиции и морские цели.
Бомбардировщики Canberra были официально списаны со службы в Королевских ВВС Великобритании лишь в 2006 году, спустя 57 лет после полета первого самолета этого типа. Несколько самолетов эксплуатируются и сегодня, принимая участие в метеорологических исследованиях для нужд NASA.
Самолет с бортовым номером WH773, изображенный на фотографиях, был первым самолетом Canberra в модификации высотного фоторазведчика PR.7. Он был выпущен в августе 1953 года и стоял на вооружении Королевских ВВС Великобритании до июня 1981 года, неся службу в Великобритании, Германии, на Кипре и на Мальте.
После списания со службы, фоторазведчик Canberra с бортовым номером WH773 долгое время стоял на въезде в одну из авиационных баз Королевских ВВС Великобритании в качестве памятника. А в 1990 году самолет оказался в экспозиции авиационного музея в Гатвике (Gatwick Aviation Museum), недалеко от Лондона, где и были сделаны фотографии к этой статье.
Комментариев нет:
Отправить комментарий