четверг, 23 июня 2011 г.

Heinkel He.162 “Salamander” – «народный истребитель» Третьего Рейха

                  В этой статье «Журавль в небе» рассказывает о первом в мире истребителе массового производства, оснащенным одним реактивным двигателем. Из-за усугубившихся проблем Третьего Рейха с сырьем, построенный, в основном, из дерева Volksjäger (или «народный истребитель») стал одной из последних отчаянных попыток нацистского режима продлить агонию во Второй мировой войне.

Heinkel He.162

            В середине 1944 года германское правительство объявило конкурс на разработку дешевого и простого в производстве истребителя, оснащенного одним реактивным двигателем BMW 003, уже производившимся для истребителей Messerschmitt Me.262 и бомбардировщиков Arado 234. В конструкции самолета должны были широко использоваться детали из дерева и других доступных и дешевых материалов. Одним из основных требований было и то, что сборку самолета должны были выполнять рабочие с низкой квалификацией или вообще без нее (например, военнопленные).

Heinkel He.162

            Технические условия, изложенные в спецификации, ограничивали максимальный вес истребителя, который должен был быть не более 2000 кг в то время как большинство истребителей того времени весило в два раза больше. Максимальная скорость должна была составлять 750 км/ч у земли, время полета – не менее 30 минут, а длина разбега перед взлетом – не более 500 метров. Вооружить новый самолет предполагалось двумя 20 мм пушками MG 151 с боезапасом 100 выстрелов на ствол или двумя 30 мм пушками MK 108 с боезапасом 50 выстрелов на ствол. Машина должна была быть такой легкой в управлении, чтобы на ней могли летать даже планеристы и курсанты с начальным уровнем подготовки. Технические требования были сформулированы 10 сентября 1944 года, а проекты на конкурс должны были быть представлены в десятидневный срок. Массовое производство планировалось запустить с 1 января 1945 года.

Heinkel He.162

            Победа в конкурсе означала получение заказов на огромное количество самолетов, поэтому практически все немецкие авиационные предприятия проявили большой интерес к проекту. К тому времени фирма Heinkel уже вела в инициативном порядке работы над проектом однодвигательного реактивного истребителя и даже создала несколько объемных моделей, которые были испытаны в аэродинамической трубе. Высокая степень готовности проекта сыграла определяющую роль при определении победителя и, несмотря на то, что некоторые проекты конкурентов были более интересны с технической точки зрения, всего через три недели после объявления конкурса победа ожидаемо была присуждена компании Heinkel.

Heinkel He.162

            Конструкторы фирмы Heinkel создали аккуратный и небольшой самолет с гладким и обтекаемым фюзеляжем. Турбореактивный двигатель BMW 003 устанавливался над фюзеляжем сразу за кабиной пилота. Двойное вертикальное хвостовое оперение было разнесено для исключения воздействия на него раскаленной струи выхлопных газов. В конструкции самолета было предусмотрено катапультируемое кресло пилота и трехстоечное шасси с носовой стойкой, все стойки которого в полете убирались в фюзеляж. Истребитель поднялся в воздух в рекордно короткий срок: 6 декабря 1944 года, менее чем через 90 дней после утверждения проекта, прототип Heinkel He.162 V1 совершил свой первый полет.
           
Heinkel He.162

            Уже в первом полете произошла нештатная ситуация: у самолета, из-за технологического дефекта, оторвалась створка шасси. Этот инцидент не привел к каким-либо значимым последствиям и, по завершению полета, был сделан вывод, что в целом управляемость истребителя соответствует принятым стандартам. Однако во время второго полета, который проходил в присутствии высокопоставленных военных чиновников и членов фашистской партии, произошло разрушение передней кромки крыла, самолет потерял управление и врезался в землю. Летчик-испытатель погиб.

Heinkel He.162

            При изучении причин падения первого прототипа выяснилось, что конструкция крыла должна быть усилена, а по большому счету – и вовсе перепроектирована, так как многочисленные клеевые соединения между деревянными частями были недостаточно надежны. Однако из-за жесткого графика, который предполагал запуск самолета в серийное производство в течение ближайших недель, об изменении проекта не могло быть и речи. Вместо этого в конструкцию был внесен ряд мелких изменений, построено еще несколько прототипов с усиленными крыльями, и проект был отдан в производство.

Heinkel He.162

            С начала 1945 года истребители Heinkel He.162 начали поступать в боевые части: сначала в качестве экспериментальных машин, а затем, с февраля, в качестве боевых самолетов. Из-за недостатка квалифицированных летчиков были сформированы только две полноценные эскадрильи новых истребителей. К тому времени в немецкой армии уже царил беспорядок, а авиационные эскадрильи многократно перебрасывались с одного аэродрома на другой в попытках спастись от бомбежек Союзников. Многие самолеты Heinkel He.162 так и остались без движения на различных аэродромах из-за нехватки необходимых запасных частей или дефицитного топлива.

Heinkel He.162

            Короткая история боевого применения истребителей Heinkel He.162 началась 19 апреля 1945 года, когда был сбит первый британский самолет. В последующие дни апреля пилотами самолетов Heinkel He.162 было одержано еще несколько воздушных побед. Однако потери намного превышали количество побед: в те же дни было утрачено 13 новых реактивных истребителей и только три из них погибли в бою. Остальные самолеты потерпели аварии, в основном, из-за воспламенения или конструктивных дефектов. Недостаточным был и запас топлива, которого хватало только на 30 минут полета: как минимум три пилота погибли при попытке аварийной посадки из-за пересохших баков с горючим. Большие потери были обусловлены не столько просчетами конструкторов при проектировании, сколько спешкой при запуске модели в производство и, как следствие, недостаточной проработанностью деталей.

Heinkel He.162

            В начале мая 1945 года большинство самолетов Heinkel He.162 были захвачены Союзниками и отправлены в США, Великобританию, Францию и СССР для изучения и различных экспериментов. Летчики, испытывавшие эти истребители, отмечали, что они очень чувствительны к управлению и, поэтому, способны проявлять свои лучшие качества только в руках опытных пилотов. К концу войны в боевые части было поставлено 120 истребителей, еще 200 машин были собраны и готовы к отправке, а более шестисот самолетов так и остались на различных стадиях сборки на заводах. В настоящее время известно о семи сохранившихся самолетах, один из которых - Heinkel He.162 А1 - представлен на фотографиях и находится в Имперском военном музее в Лондоне.

1 комментарий:

  1. Отличный блог,друг! Давайте дружить блогами!
    http://tvoipolet.ru

    ОтветитьУдалить