Наверное, объективным является то, что большинство легендарных самолетов принадлежит военной авиации. Применение новейших технологий и вооружения, успех в воздушных сражениях, удачные рейды в тыл врага – все это позволяет зафиксировать выдающиеся достижения того или иного военного самолета и его превосходство над аналогами. Гораздо сложнее проявить себя скромным труженикам мирного неба – самолетам гражданской авиации. Но и среди них немало выдающихся достижений в области самолетостроения. И, конечно же, особняком стоит один из двух пионеров сверхзвуковой пассажирской авиации – совместный англо-французский авиалайнер Конкорд.
Про этот самолет написаны книги и сняты фильмы, на нем любили путешествовать мировые знаменитости и венценосные особы. За 27 лет эксплуатации Конкорды перевезли более 3 миллионов пассажиров, осуществляя, преимущественно, трансатлантические перелеты из Европы в Америку и обратно.
В 50-е годы ХХ века, после появления сверхзвуковых бомбардировщиков, идея создания сверхзвуковых пассажирских самолетов завладела умами авиаконструкторов. В нескольких странах параллельно началась работа по созданию новых самолетов. Но очень скоро выяснилось, что стоимость разработки авиалайнера настолько высока, что ни одна компания не способна в одиночку решить эту задачу. Великобритания и Франция, компании которых вели самостоятельные изыскания, решили объединить усилия и, в результате переговоров при поддержке правительств двух стран, появился совместный проект, получивший название Конкорд.
Работы по проекту были распределены между партнерами в различных пропорциях: французская сторона больше занималась разработкой планера, а британская – конструированием двигателя. За основу был взят двигатель OLIMPUS 301 от английского сверхзвукового бомбардировщика AVRO VULCAN, который дорабатывался для применения в новых условиях инженерами компании Rolls-Royce при участии французских коллег из фирмы SNECMA. Так появился новый турбореактивный двигатель OLIMPUS 593.
Отличительной особенностью двигателя OLIMPUS 593 было наличие форсажной камеры. Использование форсажа увеличивало тягу на 10% при взлете, преодолении звукового барьера и разгоне до скорости 1,7М. В остальных режимах форсаж не использовался, что способствовало экономии горючего.
Из-за особенностей работы двигателя на сверхзвуковых скоростях, пришлось разработать сложную автоматическую систему регулировки воздухозаборников, позволявшую тормозить воздушный поток до приемлемой скорости, а также направлять поток в обход двигателя в случае его отказа. В противном случае, возросшее сопротивление отказавшего двигателя могло привести к разрушению конструкции самолета.
Под фюзеляжем удалось сфотографировать аварийную турбину для осуществления аварийного электропитания самолета и обеспечения давления в гидравлической системе при возникновении нештатных ситуаций.
Конкорд имеет необычно высокие шасси (высотой около 3,5 метров). Обусловлено это тем, что хвостовая часть авиалайнера достаточно длинная, а при взлете и посадки самолет должен был выходить на большие углы атаки.
По этой же причине, для защиты хвостовой части самолета от повреждений при случайном касании земли, в ней была установлена дополнительная небольшая стойка шасси, убирающаяся в полете. Два круглых отверстия в фюзеляже над этой стойкой служили для аварийного слива горючего.
На Конкорде впервые была применена электронная тормозная система с антиблокировочной функцией. Носовая стойка шасси при рулежке поворачивалась при помощи гидравлики.
Оригинальную конструкцию имеет носовая часть фюзеляжа. Для обеспечения обзора при взлете и посадке обтекатель носовой части с дополнительным остеклением опускался вниз на угол 12,5 градусов. Во время полета обтекатель находился в нормальном положении.
После страшной аварии, случившейся 25 июля 2000 года в парижском аэропорту Шарль де Голь, произошедшей по нелепой случайности, полеты самолетов Конкорд были приостановлены, а затем, в конце 2003 года, и вовсе прекращены. Самолеты были списаны и распределены по музеям. Борт G-BBDG, фотографии которого использованы в этой статье, находится в Brooklands Museum, под Лондоном.
Да, авиалайнеры Конкорд создавали много шума, они были небезопасны для озонного слоя атмосферы, потребляли столько горючего, что даже запредельные цены на билеты не могли покрыть издержек. Но при всем при этом, очевидно то, что Конкорд был огромной и важнейшей вехой в истории авиации. Сегодня многочисленная группа энтузиастов ведет активную работу по восстановлению одного из самолетов Конкорд. Проект поднятия лайнера в небо для последующего участия в авиашоу и представлениях оценивается в сумму порядка 21 миллиона долларов. Существует большая вероятность того, что мир снова увидит Конкорд в воздухе на церемонии открытия Олимпиады 2012 в Лондоне.
Комментариев нет:
Отправить комментарий