суббота, 26 марта 2011 г.

Истребитель императорских ВВС Японии Kawasaki Ki-100

            Та часть Второй мировой войны, которая происходила на Дальнем Востоке, не так подробно описана в нашей литературе и ей уделяется не столько внимания, сколько Великой Отечественной войне и войне в Европе.  Оно и понятно – это больше была война американцев, а Советский Союз честно выполнял там свои союзнические обязательства, обеспечивая общую победу над императорской Японией. Однако и на этом далеком участке фронта использовалась авиационная техника, которую можно смело отнести к значимым достижениям самолетостроения. Одним из таких замечательных достижений по праву считается японский истребитель Kawasaki Ki-100 несмотря на то, что появился он только весной 1945 года.

Kawasaki Ki-100

            История создания этого самолета необычна и начинается с его предшественника, известного как Kawasaki Ki-61. Этот истребитель, предназначенный для борьбы с американскими бомбардировщиками на больших высотах, создавался с учетом опыта разработки немецкого Messerschmitt Bf.109 и даже внешне был похож на свой европейский прототип. На самолет ставился двигатель с водяным охлаждением производства Kawasaki, который являлся лицензионной версией двигателя Daimler-Benz DB-601-A, использовавшегося на Messerschmitt Bf.109Е.

Kawasaki Ki-100

            Двигатель DВ-601-A не отличался идеальной надежностью и имел ряд недостатков, но немецкий производитель компенсировал это постоянным совершенствованием технологии и качества. Технология, использовавшаяся на японских предприятиях, была устаревшей, двигатели имели неудовлетворительное качество, и объем выпуска был недостаточным для удовлетворения существовавших потребностей. А начавшиеся в середине 1944 года массированные бомбардировки территории Японии американской авиацией привели к тому, что завод был разрушен и выпуск моторов вообще прекратился.

Kawasaki Ki-100

              Япония оказалась в ситуации, когда ей нечего было противопоставить американским бомбардировщикам В-29, совершавшим регулярные налеты на территорию страны. В то же время на заводах Kawasaki скопилось большое количество современных планеров Ki-61, которые так и не получили долгожданных моторов. В сложившихся обстоятельствах было принято решение попробовать установить на самолет один из двигателей воздушного охлаждения, производство которых было отработано и хорошо налажено.

Kawasaki Ki-100

            Для использования в новом самолете, который в дальнейшем получил обозначение Kawasaki Ki-100, был выбран радиальный 14-ти цилиндровый двигатель Mitsubishi Ha-112-II мощностью 1500 лошадиных сил. Основной проблемой стала стыковка габаритного двигателя большого диаметра и достаточно узкого фюзеляжа, изначально рассчитанного на применение другого мотора. Решение было найдено после изучения немецкого истребителя Focke-Wulf FW190A, при проектировании которого имелись схожие проблемы.

Kawasaki Ki-100

            Первый истребитель Kawasaki Ki-100 взлетел 1 февраля 1945 года и, уже в результате первых испытаний, показал замечательные результаты. По скорости он незначительно уступал своему предшественнику Ki-61, но зато намного превосходил его в маневренности, обладал лучшими взлетно-посадочными характеристиками и имел лучшую управляемость. Учебные бои с трофейными самолетами показали, что  Kawasaki Ki-100 способен на равных сражаться с самыми современными машинами противника.

Kawasaki Ki-100

            Производство нового истребителя Kawasaki Ki-100 началось с переделки безмоторных планеров Ki-61 и установки на них нового двигателя, а продолжилось на сборочных линиях завода Kawasaki, где установка двигателей происходила уже непосредственно в процессе сборки самолетов. Всего в Kawasaki Ki-100 было переделано около 270 безмоторных планеров Ki-61. Еще более ста совершенно новых истребителей вышло из сборочных цехов завода.

Kawasaki Ki-100

            Истребителю Kawasaki Ki-100 не было суждено стать массовым самолетом. В конце июня 1945 года завод был разрушен американской авиацией. Попытка японцев переместить остатки производства в другое место также была безуспешной: американские бомбы накрыли и новые производственные площади. За все время было выпущено около 400 истребителей (включая переделанные из Ki-61), которые сразу же отправлялись в боевые части.

Kawasaki Ki-100

            Благодаря своей высокой маневренности и скоростным качествам, истребитель Kawasaki Ki-100 мог успешно перехватывать американские бомбардировщики и, в то же время, вести маневренные бои с истребителями сопровождения. Американские летчики признавали, что этот самолет является опасным противником. Японские летчики и техники считали Kawasaki Ki-100 лучшим и самым надежным истребителем ВВС Японии за всю историю войны. Даже пилоты с небольшим опытом могли успешно воевать на этом истребителе, пользуясь тем, что он был чрезвычайно легок в управлении.

Kawasaki Ki-100

            Вооружение истребителя Kawasaki Ki-100 состояло из двух синхронизированных фюзеляжных пушек калибра 20 мм, установленных над двигателем, и двух пулеметов калибра 12,7 мм, установленных в крыльях вне проекции винта. Боезапас составлял 200 выстрелов на каждую пушку и 250 выстрелов на каждый пулемет.

Kawasaki Ki-100

            Самолет, представленный на фотографиях, находится в музее Королевских ВВС в Лондоне. Это истребитель в версии Kawasaki Ki-100-1b, произведенный в конце июня 1945 года и поступивший в войска в начале июля. В августе 1945 года самолет был захвачен американскими войсками и, после серии испытаний, был перевезен в Великобританию, где демонстрировался на различных выставках, пока не занял свое место в музее. В музейном описании указано, что это единственный сохранившийся экземпляр самолета.
           
Kawasaki Ki-100

            Задуманный, как экстренная мера, призванная защитить Японию от авиационных ударов и использовать имеющиеся в наличии невостребованные планеры, истребитель Kawasaki Ki-100 оказался одним из лучших самолетов императорских ВВС Японии в истории Второй мировой войны и по праву считается одним из выдающихся достижений мирового самолетостроения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий