В разгар холодной, войны в конце 50-х годов ХХ века, страны НАТО занимались разработкой тактического реактивного истребителя-бомбардировщика для непосредственной поддержки войск, который не зависел бы от наличия длинных и качественных взлетно-посадочных полос и мог бы базироваться непосредственно у линии фронта, осуществляя действия с неподготовленных аэродромов. Работу над проектом самолета с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой (V/STOL), получившим обозначение Р.1127, осуществляла британская фирма Hawker Siddeley.
Работы по созданию прототипа самолета шли очень быстро и уже через 17 месяцев с момента отреза первого листа металла, 21 октября 1960 года, тест-пилот компании Hawker Билл Бедфорд (Bill Bedford) провел первый испытательный полет на самолете Hawker P.1127 с бортовым номером XP831.
Первые испытания проводились в режиме вертикального взлета, а самолет был привязан к земле системой тросов, не позволявших ему подниматься на большую высоту. Результатом начальных испытаний стало то, что, по крайней мере, мощности двигателя хватало для того, чтобы оторвать машину от земли.
Уже13 марта 1961 года Hawker P.1127 совершил свой первый горизонтальный полет. Менеджер по связям с общественностью поспешил отрапортовать, что самолет замечательно пилотируется и имеет огромный потенциал. На самом деле, по словам Билла Бедфорда, самолет плохо управлялся, был очень шумным, сильно вибрировал, терял стабильность при выпущенных шасси и при посадке вел себя как «подбитая утка на сильном ветру».
Усовершенствование и доработка прототипа шли очень быстрыми темпами и в сентябре 1961 года на Hawker P.1127 был осуществлен переход из режима вертикального взлета в режим горизонтального полета и обратно.
При разработке любого нового летательного аппарата, а особенно с таким уровнем инноваций, как Hawker P.1127, неизбежны технические проблемы и аварии. К серьезным инцидентам можно отнести потерю второго прототипа (бортовой номер XP836) в декабре 1961 года и аварийную посадку на авиашоу в Париже в 1963 году. К счастью, все эти происшествия не повлекли человеческих жертв.
Многие уроки, извлеченные из испытаний прототипа Hawker P.1127, были позднее использованы при создании более продвинутого самолета Kestrel FGA.1. Новый самолет в 1964-1965 годах с большим успехом использовался в совместной исследовательской программе Великобритании, США и Западной Германии.
И, наконец, в феврале 1965 года, основываясь на испытаниях прототипа Hawker P.1127 и его последователей, министерство обороны Великобритании приняло решение о запуске проекта P.1127 в серию. Серийная машина претерпела незначительные изменения дизайна, была уменьшена ее стоимость и серьезно улучшена безопасность. Окончательный вариант первого в мире серийного самолета с вертикальным взлетом и посадкой получил название Harrier, и ему суждено было стать легендой британской авиации XX века.
А первый прототип Hawker P.1127 с бортовым номером XP831 выставлен в музее науки в Лондоне.
В этом самолете, помимо общих очертаний, угадываются все основные элементы, присущие серийному самолету Harrier.
Поворотные сопла двигателя, осуществляющие изменение вектора тяги и переход из режима вертикального взлета и посадки в обычный режим.
А также шасси велосипедного типа с дополнительными стойками, вынесенными к концам крыльев.
Данный прототип заслуженно занимает одно из центральных мест в лондонском музее науки, демонстрируя всему миру яркий пример технического воплощения передовых научных разработок.
Похожие страницы:
Harrier GR.3
Похожие страницы:
Harrier GR.3
Комментариев нет:
Отправить комментарий