воскресенье, 20 марта 2011 г.

"Оружие возмездия" - крылатая ракета ФАУ-1.


Рано утром 13 июня 1944 года в небе над Великобританией появились небольшие самолеты, издававшие странные звуки и излучавшие яркий свет из хвостовой части. Подлетая к Лондону, эти самолеты входили в пикирование и взрывались с сокрушительной силой, неся разрушение и смерть. Так фашистами, впервые в истории, были применены крылатые ракеты, наиболее известные под названием V-1 Vergeltungswaffe (по-немецки - оружие возмездия) или, по-русски, ФАУ-1.

Крылатая ракета ФАУ-1

В середине Второй мировой войны стало ясно, что производственные мощности Союзников намного превосходят немецкие, которые, к тому же, ограничены в ресурсах и постоянно подвергаются налетам вражеской авиации. В этих условиях немецкое руководство взяло курс на разработку принципиально новых систем вооружений и, надо признать, серьезно преуспело в этом. Крылатые ракеты ФАУ-1 (или летающие бомбы, как их называли англичане) являлись частью этой программы.  Работы по созданию ракеты велись с 1942 года, а с марта 1944 года началось их массовое производство. Всего до конца войны было произведено около 30000 ракет ФАУ-1.

Крылатая ракета ФАУ-1

Конструкция ракеты ФАУ-1 отличалась простотой, технологичностью и относительной дешевизной. Ракета приводилась в действие при помощи пульсирующего воздушно-реактивного двигателя, устанавливавшегося над хвостовой частью фюзеляжа. В фюзеляже, состоявшем из шести отсеков, находился боевой заряд, горючее, приборы и механизмы управления и наведения на цель. Взрывчатое вещество массой 850 кг располагалось в носовой части ракеты сразу за магнитным компасом и снабжалось четырьмя независимыми взрывателями.

Крылатая ракета ФАУ-1

Наведение на цель осуществлялось при помощи автопилота, который удерживал ракету на заданных при старте курсе и высоте в течение всего полета. Дальность полета устанавливалась при помощи механического счетчика, а лопастный анемометр, находившийся на носу ракеты и вращавшийся набегающим потоком воздуха, скручивал показания счетчика до нуля, после чего двигатель отключался, ракета переходила в пикирование, а взрыватели разблокировались.

Крылатая ракета ФАУ-1

Для обеспечения работы пульсирующего воздушно-реактивного двигателя летательный аппарат должен обладать некоторой начальной скоростью. Поэтому запуск крылатых ракет ФАУ-1 осуществлялся либо со специальных пусковых установок, снабженных катапультой, либо с самолета-носителя. Наземные пусковые установки, представлявшие собой массивные стальные конструкции длиной около 50 метров, легко обнаруживались с помощью аэрофотосъемки и постоянно подвергались бомбежкам самолетами Союзников.

Крылатая ракета ФАУ-1

Ракеты ФАУ-1 не отличались высокой точностью и надежностью. Многие из них не долетали до цели из-за технических неполадок, многие сбивались истребителями противника и средствами ПВО, часть уничтожалась аэростатами заграждения. Из почти 10000 ракет ФАУ-1, выпущенных немцами по Лондону, до цели долетело около 2500. Но и этого было достаточно для того, чтобы причинить городу огромные разрушения (полностью были разрушены около 23000 зданий, сотни тысяч строений повреждены) и вызвать тысячи человеческих жертв (более 5000 погибших и более 16000 раненых). Точность ракет была низкой и, поэтому, применялись они по территории больших городов, где основными жертвами становились мирные жители. Кроме Лондона бомбардировкам подвергались Манчестер, Льеж, Антверпен и Париж. А пропаганда Геббельса преподносила новое «чудо-оружие» как орудие возмездия за бомбардировки немецких городов.

Крылатая ракета ФАУ-1

Несмотря на техническое несовершенство и довольно неказистый внешний вид ракеты ФАУ-1 были действительно грозным и разрушительным оружием. Они стали настоящим прорывом в области ракетной техники и послужили прообразом для разработки целого класса вооружений – современных крылатых ракет. Крылатые ракеты ФАУ-1, изображенные на фотографиях, представлены в Имперском военном музее и в музее Королевских ВВС в Лондоне.

Комментариев нет:

Отправить комментарий