Почти сто лет назад, во время Первой мировой войны, началось стремительное развитие боевого применения авиации. Получив вооружение, самолеты стали грозной силой, способной как соперничать за превосходство в воздухе, так и атаковать наземные цели, уничтожая живую силу и технику неприятеля. «Журавль в небе» возвращается к тем временам первых воздушных рыцарских поединков, исполненных героизма и благородства, для того, чтобы рассказать о самом результативном истребителе Антанты – британском самолете Sopwith Camel.
Воодушевленные успехом истребителя Sopwith Pup, конструкторы английской фирмы Sopwith Aviation Company летом 1916 года начали проектирование нового самолета. Для того, чтобы на равных бороться с новейшими германскими истребителями, самолет должен был быть более маневренным, обладать более мощным двигателем и нести больше вооружения. 22 декабря 1916 года первый прототип поднялся в воздух, а уже в июне 1917 года новый истребитель, получивший название Sopwith Camel, начал поступать в британские боевые части на Западном фронте.
Конструкторам удалось очень плотно скомпоновать все основные элементы конструкции самолета (двигатель, вооружение и кабину пилота), что обеспечило ему очень высокую маневренность. Истребитель оснащался несколькими вариантами двигателей, самым мощным из которых был 150-и сильный Bentley BR1.
Исключительная маневренность истребителя Sopwith Camel сочеталась с чрезвычайно сложным, не прощающим ошибок, пилотированием. Из-за особенностей компоновки самолета и мощного радиального двигателя, сильно проявлялся гироскопический эффект, который приводил к тому, что повороты в разные стороны выполнялись с разной скоростью. Поворот вправо осуществлялся в несколько раз быстрее, чем в обратную сторону.
В руках опытного пилота, умевшего правильно использовать конструктивные особенности истребителя, Sopwith Camel становился практически неуязвимым в воздушном бою с любым противником. В тоже время, множество молодых неискушенных летчиков погибло из-за роковых ошибок пилотирования, которые вели к неминуемой катастрофе.
Вооружение истребителя, по тем временам, было очень внушительным: два синхронизированных пулемета Vickers калибра 7,7 мм, установленных в передней части фюзеляжа непосредственно перед пилотом, или два пулемета Lewis калибра 7,7 мм, установленных по центру верхнего крыла. Иногда на самолеты устанавливались другие комбинации этого оружия. Тяги двигателя было достаточно, чтобы нести еще до четырех 11-и килограммовых бомб на внешних точках подвески под крыльями.
Заключительные годы Первой мировой войны ознаменовались участившимися налетами германских цеппелинов на города Великобритании. Существовавшим в то истребителям не хватало радиуса действия и высоты для эффективной борьбы с высоколетящими дирижаблями. Истребители Sopwith Camel принимали участие в экспериментах, когда при патрулировании их подвешивали под британские дирижабли, барражировавшие над Ла-Маншем и, при обнаружении противника, отцепляли от носителя. Истребитель вступал в бой, а затем возвращался на аэродром своим ходом.
В то же время бурными темпами шло развитие морской авиации. Была выпущена специальная палубная модификация Sopwith Camel 2F.1, отличавшаяся от базовой версии меньшим размахом крыльев. Этот самолет активно использовался сначала с легких крейсеров, снабженных специальным настилом для взлета и посадки, затем со специально оборудованных барж и, наконец, с палуб первых настоящих авианосцев.
Sopwith Camel является самым результативным истребителем стран Антанты. Долгое время считалось, что пилоты этих самолетов сбили, в общей сложности, 1294 вражеских летательных аппарата. Однако последние исследования историков позволяют предположить, что эта цифра может быть увеличена как минимум вдвое.
Примечателен и тот факт, что всемирно известный немецкий ас Первой мировой войны Манфред фон Рихтгофен, известный также как «Красный барон», погиб 21 апреля 1918 года над территорией Франции, ведя бой с самолетами Sopwith Camel.
К середине 1918 года уже стали сказываться недостаточная скорость и высота полета истребителей Sopwith Camel. Были предприняты попытки использовать их для уничтожения наземных целей и поддержки пехоты. Выполнение такого типа заданий подразумевало работу на предельно малых высотах, где незащищенные самолеты, сделанные преимущественно из фанеры и ткани, были очень уязвимы от огня с земли. После того, как потери авиации достигли угрожающих масштабов, подобная практика была прекращена.
За всю историю производства было выпущено около 5500 самолетов Sopwith Camel различных модификации. Истребители стояли на вооружении во многих странах мира. Несколько машин во время и после иностранной интервенции воевало в России и принимало участие в Гражданской войне.
Самолет с бортовым номером N6812, представленный на фотографиях, находится в Имперском военном музее в Лондоне. Это один из семи истребителей, сохранившихся до наших дней. Его история примечательна тем, что именно на нем британский пилот S. D. Culley, взлетев со специально оборудованной морской баржи, 11 августа 1918 года над Северным морем сбил германский дирижабль Zeppelin L53.
Комментариев нет:
Отправить комментарий