Путешествуя по авиационным музеям и изучая историю мировой авиации, «Журавль в небе» продолжает публикации статей о замечательных самолетах, снискавших славу в боях или в трудовых буднях. Сегодня рассказ пойдет не о прославленном истребителе или героическом бомбардировщике, а о скромном труженике, этакой «рабочей лошадке», вспомогательном самолете периода Второй мировой войны Westland Lysander.
Конкурс на создание самолета для непосредственной поддержки и взаимодействия с сухопутными войсками, объявленный правительством Великобритании в 1934 году, выиграла компания «Westland Aircraft». Самолет, совершивший первый полет в 1936 году, по традиции получил имя спартанского полководца Lysander (в ВВС Великобритании вспомогательным самолетам давали имена античных и мифологических героев).
Самолет Westland Lysander в начальных модификациях приводился в движение звездообразным девятицилиндровым двигателем Bristol Mercury мощностью 890 л.с., спрятанным под кожух обтекателя.
Несмотря на несколько необычный внешний вид, самолет обладал замечательными аэродинамическими характеристиками для машины своего класса. В его конструкции были использованы все последние достижения самолетостроения. Только лишь шасси, которое для упрощения конструкции было сделано неубирающимся, делало внешность самолета несколько архаичной.
Экипаж самолета состоял из двух человек: пилота и второго члена экипажа. Второй член экипажа выполнял множество функций: он был наблюдателем, штурманом, радистом, а в моменты боя – стрелком. Вооружение самолета состояло из четырех 7,7мм пулеметов (два курсовых пулемета устанавливались в обтекателях колес шасси, спаренный пулемет находился в кабине стрелка). Также предусматривалась возможность подвески до 16-ти девятикилограммовых бомб.
После начала Второй мировой войны в 1939 году четыре эскадрильи Westland Lysander были передислоцированы во Францию. К моменту немецкого вторжения в мае 1940 года во Франции находилось более 170 самолетов Westland Lysander, которые пытались противостоять стремительному наступлению фашистов. Однако, значительно уступавшие современным истребителям Люфтваффе, британские самолеты несли огромные потери. После оккупации Франции в Великобританию вернулись только 50 машин.
После возвращения из Франции много самолетов Westland Lysander было задействовано в утренних и вечерних патрулированиях восточного и южного побережий Великобритании. Предполагалось, что если начнется немецкое вторжение, самолеты Westland Lysander первыми обнаружат его, сообщат командованию, и будут атаковать высаживающегося неприятеля, используя пулеметы и бомбы.
В конце 1940 года британцы начали использовать самолеты Westland Lysander в операциях по спасению летчиков, сбитых над Ламаншем и над Северным морем, и моряков с потопленных немцами кораблей и катеров. При помощи этих самолетов не только обнаруживали людей в воде и сообщали их координаты спасательным судам, но и доставляли им надувные плоты и шлюпки, что помогло спасти много жизней.
Во время Второй мировой войны самолеты Westland Lysander активно использовались англичанами для поддержки сил французского Сопротивления. Способность самолетов использовать короткие неподготовленные площадки для взлета и посадки позволяла осуществлять ночные полеты на оккупированную территорию Франции, доставлять агентов и грузы, а также вывозить раненых партизан.
Самолеты Westland Lysander также использовались в некоторых других странах. Они стояли на вооружении в Ирландии, Турции, Португалии, США, Индии и Египте. Несколько самолетов в 1940 году были переданы Финляндии, которая, в дальнейшем, использовала их в военных действиях против СССР. Всего было построено 1786 самолетов различной модификации, включая 225 машин, выпущенных по лицензии в Канаде.
Самолет Westland Lysander Mk. III с бортовым номером R9125, фотографии которого представлены в данной статье, был выпущен в начале августа 1940 года. Во время войны он выполнял множество функций, включая патрулирование побережья Британии, буксировку воздушных мишеней и др. Сегодня он является экспонатом музея Королевских ВВС в Лондоне и заслуженно занимает место в зале Битвы за Британию рядом с другими легендами авиации того времени.
Комментариев нет:
Отправить комментарий